Тема по самообразованию
"В каждом ребёнке дремлют задатки каких-то способностей.
Эти задатки как порох: чтобы их зажечь, необходима искра. "
В.А. Сухомлинский
Тема по самообразованию:
Использование ИКТ в практической деятельности учителя - логопеда как средства речевого развития детей с ТНР
Актуальность темы.
Коренные социально-экономические преобразования в российском обществе на сегодняшний день создали реальные предпосылки для обновления системы образования, методологии, технологии организации образовательно-воспитательного процесса, поиска новых организационных форм, изменения характера отношения к разрабатываемым наукой и внедряемым практикой педагогическим новшествам. Закон "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставят новые акценты в обеспечении качественного и доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и выдвигает требования более полной реализации идеи дифференциации и индивидуализации обучения, учитывающего состояние здоровья, компенсаторные возможности их организма, структуре и степени тяжести и возможностях коррекции (компенсации) дефекта. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде всего, связано с новым отношением к детям с проблемами в развитии, с решением вопросов их социализации и интеграции.
У детей с тяжёлыми нарушениями речи выявляется недостаточность объёма словаря, недоразвитие фонематического слуха, несформированность навыков звукового анализа и синтеза слова, сложности при автоматизации поставленных звуков, нарушена слоговая структура слова, невладение навыками словоизменения и словообразования, неумение логично, последовательно, без пропусков основных частей, связно передать содержание текста. Основными задачами коррекционной работы учителя – логопеда в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи являются: овладение дошкольником связной, грамматически правильно оформленной речью, фонетической системой русского языка, звуковой аналитико – синтетической активности, что формирует предпосылки обучения грамоте, к учебной деятельности и обеспечивает преемственность дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС ДО. Лицензионных современных электронных образовательных ресурсов (СЭОР) для учителей – логопедов ДОУ разработано мало, поэтому актуальным становится создание авторских мультимедийных, интерактивных презентаций по разным направлениям коррекционно - логопедической работы .
Цель: повысить речевое развитие детей с ТНР с использованием ИКТ .
План по самообразованию.
Задачи:
- использовать в образовательной деятельности различные формы работы с применением компьютера и интерактивной доски;
- развитие связной, грамматически правильной монологической речи воспитанников с ТНР и познавательную активность при участии в проектной деятельности;
- формировать информационную компетентность детей с ТНР;
- привлекать родителей к использованию Интернет - ресурсов в домашних условиях для речевого развития детей.
Этапы работы.
- 1 этап – теоретический /2013-2014 учебный год/
- 2 этап – практический /2014-2015 учебный год/
- 3 этап – обобщающий /2015-2016 учебный год/
Направления работы.
1. Профессиональное:
- постоянно пополнять методическую копилку новыми разработками с использованием ИКТ;
- повышать квалификацию, принимать участие в вебсеминарах, конференциях, круглых столах, публикациях;
- участвовать в профессиональных конкурсах и сетевых проектах различных уровней;
- проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
- использовать образовательные технологии в тематических неделях, досугах мероприятиями по направлению деятельности учителя - логопеда;
- обмениваться опытом на РМО учителей - логопедов, ММО специалистов.
2. Методическое:
- знакомиться с инновационными образовательными, педагогическими технологиями, формами, методами и приемами коррекционного обучения и воспитания;
- работать с научно-методической и учебной литературой;
- разрабатывать конспекты занятий, досугов, развлечений, презентаций, методических разработок;
- работать над пополнением методической копилки.
3. ИКТ:
- совершенствовать навыки работы на компьютере;
- создать персональный сайт и работать над его наполнением и продвижением;
- использовать интернет - ресурсы в работе с родителями;
- разработать мультимедийные презентации для автоматизации звуков раннего онтогенеза;
- использование авторских мультимедийных презентаций по обучению грамоте для детей с ТНР;
- создать интерактивные презентации для досугов, развлечений.
Предполагаемые результаты.
- повышение уровня эффективности речевого развития детей с ТНР по образовательной области «Речевое развитие»;
- повышение активности, самостоятельности, любознательности воспитанников с ТНР старшего дошкольного возраста;
- создание банка интерактивных авторских презентаций;
- обобщить опыт по использованию мультимедийных презентаций по обучению грамоте для детей с ТНР;
- приобщение детей к участию в конкурсах по развитию речи на разных уровнях.
Форма отчета.
- обобщение опыта работы на уровне детского сада;
- выступление по обмену опытом на районном методическом объединении с презентацией результатов работы;
- представление администрации детского сада отчета с анализом и выводами;
- транслирование практических достижений профессиональной деятельности учителя - логопеда.
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности учителя - логопеда
Авторский Мастер - класс и представление педагогического опыта "Использование информационно - коммуникационных технологий при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС ДО" создан на образовательном сайте Томского государственного педагогического университета "Педагогическая планета", имеющий статус всероссийского.
Выступление на педсовете МБДОУ д/с № 13 "Колосок" на тему «Использование информационно – коммуникационных технологий в практической работе учителя – логопеда в условиях введения ФГОС ДО».
Участие во Всероссийской дистанционной научно - практической конференции «НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»- 2017 г. Тема: «Использование информационно – коммуникационных технологий при обучении грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС ДО».
Диплом Победителя I место Всероссийского педагогического конкурса в номинации Педагог - Новатор "Использование ИКТ в обучении грамоте детей с ТНР в соответствии с ФГОС ДО", 6.11.2017
Диплом I место во Всероссийской дистанционной педагогической конференции "Современные образовательные технологии" , 7.11.2017г
Свидетельство участника Международная научно-практическая педагогическая конференция «Инновационная деятельность педагога», 8.11, 2017г
Диплом Международная научно-практическая педагогическая конференция «Инновационная деятельность педагога», 8.11, 2017г
Выступление на ММО специалистов МБДОУ д/с № 13 "Колосок" на тему «Мультимедийные презентации как средство повышения эффективности в индивидуальной коррекционно – логопедической работе у детей с ОВЗ по коррекции звуков раннего онтогенеза".
Выступление на РМО учителей - логопедов на тему "Применение инновационных технологий в работе учителя - логопеда при обучении грамоте детей с ТНР в соответствии с ФГОС ДО". |